9 июня 2017

Портрет получателя «дальневосточного гектара» представили на Медиасаммите во Владивостоке

В ходе ключевой сессии «Дальневосточный гектар: продвижение государственной программы. Теория и кейсы» Медиасаммита во Владивостоке генеральный директор Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Валентин Тимаков рассказал о результатах работы Агентства по программе «Дальневосточный гектар» за год реализации проекта и о том, кто берет землю на Дальнем Востоке и для каких целей.

«Мы видим большой интерес к программе: за год реализации закона о «дальневосточном гектаре» зарегистрировано более 4,7 млн просмотров сайта НаДальнийВосток.РФ. Подано более 92 тысяч заявлений и выдано более 19 тысяч участков», - констатировал Валентин Тимаков. Значительная доля заявлений приходит от жителей Дальнего Востока (около 77%), около 3% - на заявки от жителей Москвы, около 1% - на жителей Санкт-Петербурга и 19% - на другие субъекты Российской Федерации.

Если говорить о наиболее популярных регионах Дальнего Востока, то почти 40% от всех заявлений приходится на Приморский край, 19% - на Республику Саха (Якутия), 15% - на Хабаровский край, около 12% - на Сахалинскую область.

Граждане могут выбирать практически из 100 видов разрешенного использования земельных участков. На основании поданных заявок определены 4 основных наиболее распространенных вида использования земельных участков: с целью организации предпринимательской деятельности, индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, а также отдыха и рекреации.

Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке подготовило портрет получателя по каждому из популярных видов использования. В группе предпринимательства большинство заявлений приходится на мужчин в возрасте 30-35 лет, которые планируют развивать туристическое обслуживание, природно-познавательный туризм, сельское хозяйство. География потенциальных предпринимателей варьируется. Так, в категории «Сельское хозяйство» заявления подают жители Новосибирской и Ростовской областей, всех субъектов ДФО, кроме Магаданской области и Чукотского автономного округа. Туризмом и рекреацией планируют заняться преимущественно жители Иркутской области и Пермского края. Другими видами предпринимательской деятельности - жители Москвы и Московской области, г. Санкт-Петербург, Иркутской области, Республики Татарстан, Хабаровского края, Магаданской области и Еврейской автономной области.

Индивидуальное жилищное строительство интересует жителей Приморского края, Республики Саха (Якутия), Сахалинской области, Хабаровского края, Амурской области, г. Москвы и Московской области, г. Санкт-Петербург, Краснодарского края, Свердловской и Иркутской областей. Преобладают также заявки от мужчин в возрасте 30-35 лет.  Земельные участки под ИЖС берут как семьи, так и граждане для строительства собственного жилья.

В ведении личного подсобного хозяйства заинтересованы в большей степени мужчины 30-35 лет, жители Хабаровского края, Приморского края, Республики Саха (Якутия), Амурской области, Еврейской автономной области, Краснодарского края, Красноярского края, Новосибирской области.  Физические лица и семьи берут участки для самостоятельного ведения хозяйства, либо организации личного и подсобного хозяйства.

Рекреацией и отдыхом интересуются чуть более возрастная категория: мужчины 35-40 лет, как индивидуально, так и семьями, для собственного отдыха и проведения досуга. В соответствии с имеющейся статистикой, в основном это жители Самарской, Иркутской, Свердловской областей, Пермского края, Магаданской области, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия).

Часть заявителей еще не определилась окончательно с целью использования участка, то есть берет участок на перспективу (в соответствии с законом, заявитель имеет год для того, чтобы определиться и задекларировать вид использования земельных участков).

В дискуссии по продвижению программы приняли участие представители ведущих СМИ и медиахолдингов региона, рассказав о своих лучших кейсах и проектах. Так, генеральный директор СахаМедиа рассказал о первом кроссплатформенном проекте «Дальневосточный гектар», который на протяжении восьми месяцев на двух языках (русском и якутском) был реализован в СМИ холдинга. «По нашим оценкам, благодаря проекту мы смогли проинформировать о программе каждого четвертого жителя Якутии», - отметил Кирилл Алексеев. Сейчас власти Якутии планируют масштабную кампанию по персональному информированию с помощью флайеров всех домохозяйств республики.

О рекламной кампании в Хабаровском крае рассказала Оксана Омельчук,  главный редактор, заместитель директора АНО «Центр поддержки социальных инициатив «Открытый регион». Информационная кампания в регионе велась еще до принятия закона, после принятия закона –основной поток информации был сконцентрирован на разъяснении положений закона, преимуществ, которые он дает для получателей гектара. Эффективным был опыт освещения всех этапов получения гектара журналисткой.

Участники круглого стола отметили роль общественности в продвижении программы. Член Общественного совета при Минвостокразвития России Михаил Кривопал пригласил всех желающих присоединяться к созданному комитету по мониторингу реализации закона о «дальневосточном гектаре».

Константин Васильев, обозреватель ПримаМедиа, рассказал о проекте холдинга «Даешь гектар!», в рамках которого Константин подал заявление и получает земельный участок. Проект, по словам обозревателя, продлится до момента получения первой прибыли с земельного участка.

В завершении сессии приморский видеоблогер Андрей Попов рассказал о том, что программа стала для него основным стимулом для ведения видеоблога «9 гектар» и поделился своими планами по развитию проекта.

Подводя итоги, участники сессии говорили о необходимости продолжения информационной кампании через разъяснение возможностей использования земельных участков, рассказа о лучших практиках, а также активного использования социальных сетей. Кроме того, участники сессии обратили внимание на необходимость разработки «пакетных решений» и развития кооперации людьми, получившими земельные участки.